Уточним, что в последний раз тревогу по поводу "странного явления" предстоятель РПЦ бил на заседании бюро президиума Всемирного русского народного собора. Его, в частности, беспокоит "факт появления неоязычества с его культом грубой силы и жестокости... в армейской среде". Не все слава богу в этом смысле и в прочих средах, в том числе в "образовательном пространстве", где "наблюдаются попытки привить неоязыческие симпатии".
"Можно не упоминать имя Натальи Поклонской, но дело не только в ней, - продолжил патриарх. - В частности, мне известно, что ряд государственных школ в регионах решили отмечать популярный в западной культуре Хэллоуин, переименовав его в Велесову ночь, чтобы придать оттенок якобы исконно славянского праздника. Такая подмена ценностей, фальсификация национальной истории, умаление роли христианства в созидании государственности нашего народа есть некий вызов подлинным ценностям Русского мира".
У некоторых, возможно, возникнет вопрос: а причем здесь Поклонская? Но так могут спросить лишь те, кто совершенно не следит за жизнью и деятельностью Натальи Владимировны (она же "прокурор Наташа", она же "Няш-мяш"). Впрочем, даже у многих из тех, кто следит, последние новости на эту тему вызывают примерно такое же ощущение, как у героя одного старого анекдота.
Приходит в кафе бывалый "сиделец", только отбывший длительный срок. Обращается к подошедшей девушке-официантке: "А принеси-ка ты мне, девонька, чайку горячего". Та: "У нас 20 сортов, и такой, и сякой, и этакий... Какой вам?" Он: "Ну, не знаю, давно в таких заведениях не был... Сделай, девонька, на свой вкус - как для себя". Та в испуге - по наколкам понятно, где так долго находился клиент, - бежит советоваться к повару: что делать, что выбрать, чтобы не распрогневать опасного посетителя? В итоге приносит ядренейший чифир. "Откинувшийся" зэк выпивает напиток, долго смотрит на официантку и со вздохом произносит: "Да, дочка... Смотрю, помотала тебя жизнь..."
Жизнь мотала Наталью Поклонскую так, что трудно поверить, что все, случившее с ней на протяжении последних 10 лет, произошло с одним человеком. Старший прокурор Генеральной прокуратуры Украины, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор Республики Крым в составе России, депутат Государственной Думы, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Кабо-Верде, заместитель руководителя Россотрудничества... Нынешняя должность, занимаемая Поклонской с июня 2022 года, - советник Генерального прокурора России.
Но еще больше, чем американские горки ее карьеры, впечатляет трансформация, случившая за эти годы с мировоззрением "няш-прокурора". Особенно - в части взглядов на религию. Вот наиболее известные вехи этого большого пути. 9 мая 2016 года: Наталья Поклонская выходит на акцию "Бессмертный полк" с иконой Николая II.
3 марта 2017 года: заявляет в телеинтервью о том, что замироточил бюст императора Николая II, установленный в Симферополе, рядом со зданием прокуратуры Крыма, связав это со 100-летием со дня отречения царя. Специальная епархиальная комиссия, прибывшая через несколько дней на место "чуда", никаких следов мироточения не обнаруживает.
Весь 2017 год Поклонская - тогда уже депутат Госдумы от "Единой России" - неистово борется с создателями кинофильма "Матильда", главная сюжетная линия которого - взаимоотношения молодого Николая II с балериной Матильдой Ксешинской. Требует запрета картины на том основании, что та оскорбляет религиозные чувства верующих и оскверняет православные святыни...
В общем, в тот период ведет она ведет как ревностная - даже яростная - поборница православия. Пожалуй, даже чересчур ревностная и яростная: скандал, поднятый Поклонской вокруг "Матильды", явно не добавил ей политических очков. Не только политические оппоненты, но и многие однопартийцы сетовали тогда, что в своем "матильдоборчестве" Наталья Владимировна перегибает палку и подставляет партию.
Но затем, начиная примерно с 2019 года, ее православный активизм резко пошел на убыль. Несколько лет Поклонская практически не высказывалась публично на религиозные темы. Да и вообще мало публично высказывалась. Как иногда говорят в подобных случаях, легла на дно. Возможно, это субъективное ощущение, но в заголовках новостей ее имя в последние несколько лет мелькало, объективно говоря, нечасто. Прямо скажем, редко мелькало.
Все изменила осень этого года: что ни пост Поклонской в социальных сетях, что ни интервью, что ни выступление на публике, то фурор и/или скандал. В общем, Поклонская вернулась. В смысле - вернулась на большую медийную сцену. Но вернулась в столь непривычном качестве - да и виде, - что, думается, даже у верных поклонников "няш-мяш" (не у всех, так у значительного числа) отпала челюсть.
Вот Наталья Владимировна во время "Разговора о важном" в Вадимской школе (Херсонская область) рисует на доске руны и рассказывает детям "про древние легенды и древние символы". Вот она призывает "помнить свои традиции, не ограниченные различными «верными» религиозными воззрениями, либо временным периодом".
Вот публикует свои фото, сделанные, по ее собственным словам, на "женско-ведьмовской встрече". Вот поздравляет свою аудиторию с "праздником Самайн" (он же "Велесова ночь" - с 31 октября на 1 ноября): "В эту ночь вспоминайте про своих умерших родичей, приготовьте им символическое угощение и подведите итоги личного пути... Если в эту магическую ночь с вами произойдет что-то необычное, не удивляйтесь".
Ну а "на десерт" - следующее высказывание, расставляющее, так сказать, последние точки над рунами: "Меня совершенно не интересуют суждения людей, пользующихся христианской религией, к которой не имею отношения".
Последнее заявление - реакция на резкую критику со стороны представителей РПЦ. "Человек не просто уходит из православной церкви, но идет в темную силу, сатанинскую силу, - "прошелся", в частности, о Поклонской епископ Можайский, викарий патриарха Московского и всея Руси Иосиф (Королев). - Тащит за собой людей в эти элементы сатанизма, бесовской силы, ведьмой наряжается".
Но патриарх абсолютно прав: дело действительно не только и не столько в Поклонской. Фронтменом - точнее, наверное, фронтвумен - российского неоязычества она оказалась силой обстоятельств. Просто на сегодняшний день это самый статусный и самый "раскрученный" его представитель. Это, фигурально выражаясь, не болезнь, а симптом.
О том, насколько многочисленно это движение, судить сложно: никаких точных данных на этот счет нет. Соответствующие социологические исследования - очень, увы, немногочисленные - показывают, что к приверженцам различных языческих культов - к тем, кто исповедует "традиционную религию своих предков, поклоняется богам и силам природы" - относят себя примерно 1,2 процента населения России. То есть явление при всей его необычности вполне себе типичное: речь как минимум идет о сотнях тысяч граждан страны.
Русские неоязычники предпочитают называть себя родноверами. Движение не структурировано: состоит из множества объединений, союзов, общин. Один из наиболее крупных и известных элементов этой мозаики - "Союз славянских общин славянской родной веры".
"Союз проповедует исконное вероучение славян, способствует созданию и объединению общин славянской родной веры, восстановлению капищ, проведению обрядов и праздников на всех уровнях жизни родновера, - сообщается на официальном сайте этой организации. - Сегодня в состав ССО СРВ входят более десятка общин. ССО СРВ постоянно взаимодействует с другими родноверческими организациями России, ближнего и дальнего зарубежья, ибо только совместными усилиями можно добиться значимых успехов в возрождении исконной славянской Веры".
Союз выпускает журнал "Родноверие". "Похоже, что в прежние времена мы совершили ошибку, сбились с пути, - говорится в обращении редакции к читателям. - Главное для нас сейчас – вновь обратиться к знаниям наших Предков, чтобы заложить основу общения с Мирозданием и приблизиться к сиянию Богов... После того как религиозные проповедники веками целенаправленно истребляли древние обычаи, а политические движения искажали их суть, вернуть мудрость исконной традиции в ткань нашей культуры – задача не просто сложная. Пожалуй, это настоящий подвиг нашего времени!".
Главное культовое место "союзных" родноверов - в прямом значении слова "культ" - то, что они сами называют "славянским центром "«Красотынка»": территория площадью 4,75 гектара неподалеку от Калуги, приобретенная на средства организации и пожертвования ее членов "для проведения народных праздников и других мероприятий, связанных с изучением и восстановлением культуры и обычая славян".
Процесс создания, по-видимому, еще не закончен, но сделано, с гордостью сообщает интернет-страничка союза родноверов, немало: "В настоящее время на Красотынке уже сооружены капище Перуна (основное обрядовое место, поляна для прочих действ, пира и игр), место почитания Предков (домовина с подсобными сооружениями, погребальный холм, качели, устройство для добычи огня) и первый на русской земле за последние сотни лет храм Огня Сварожича".
В общем, все серьезно. Можно с уверенностью говорить о том, что русское неоязычество находится сегодня на подъеме. И главный показатель тут не языческий "каминг-аут" Поклонской и даже не Красотынка с ее капищами и игрищами, а реакция на "странное явление" со стороны РПЦ - тревога, переходящая местами в панику. По пустякам бы не стали так беспокоиться.
Главная ахиллесова пята РПЦ в противостоянии с этим новым-старым врагом в том, что на сей раз враг бьет церковь ее же оружием. Ведь и церковь не устает твердить о том, что "мы сбились с пути" и призывает "вернуть мудрость исконной традиции". Может быть, говорит об этом другими словами, но суть та же. А иногда и слова те же самые.
Вся разница в том, что если церковники, а вместе с ними и весь тот радикально-консервативный общественно-политический лагерь, деятельной частью которого они являются, хотят откатить по историческим меркам совсем ненамного (идеальный максимум максиморум для этого лагеря - допетровская Московская Русь), то неоязычники, как следует уже из самого термина, нацелены на еще более "золотой" век, на совсем уж "исконные" традиции.
По версии этих борцов за традиционные ценности, плодами тлетворного влияния заграницы являются не только ЛГБТ (признано в РФ экстремистским движение и запрещено), чайлдфри и квадроберы, но и само христианство. И спорить с этим трудно. Точнее - вообще невозможно. Ну, то есть что касается тлетворности или благотворности - это, понятно, дело вкуса и убеждений. Но то, что христианство появилось не в России, что изначально это сугубо импортный духовный продукт, - факт бесспорный, исторический.
Причем заграницей, "поделившейся" с Киевской Русью своей религией, был отнюдь не Восток. Византия, предоставившая Киеву церковь "под ключ", снабдившая ее и митрополитом, и духовенством (вначале это были сплошь экспаты), была, как сказали бы сегодня, частью коллективного Запада. В том числе - с точки зрения географии.
В конце X - начале XI века, то есть тогда, когда произошло крещение Руси, в состав империи входила, к примеру, немаленькая часть современной Италии - Калабрия (юг Апеннинского полуострова), Сардиния и территория, занимая ныне областью Венето (административный центр - Венеция)... Кстати, никто тогда ни про какую Византию не знал. Государство это называло себя Римской империей.
Что не так уж противоречило географии: город Рим тоже в течение двух веков, с середины шестого по середину восьмого, находился под властью Нового Рима, как официально именовалась столица империи: Константинополь - это ее второе, неофициальное, народное название. Словом, и в географическом, и в политическом, и в культурно-историческом смысле это был самый настоящий, "патентованный" Запад.
С религией было несколько сложнее: трещина между западной и восточной версиями христианства к концу X века была уже вполне отчетливой. Тем не менее это все еще была единая церковь, у которой были общие святыни и святые. А формально - и общее управление. До окончательного развода-раскола, случившего в 1054 году, первоиерархом, епископом ?1, считался епископ Рима, папа Римский. Константинопольский епископ, он же Вселенский патриарх, шел лишь вторым по "чести" (правило 3 Второго Вселенского Собора).
Еще один примечательный факт: братья Кирилл и Мефодий, создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, впервые были канонизированы на Западе: сделал это папа Римским Иоанн IX (в начале X века). Кирилл окончил свои дни в Риме, где и был похоронен: останки православно-католического святого покоятся в церкви Святого Климента.
Короче говоря, в споре с родноверам о древности и автохтонности традиций у Русской православной церкви нет никаких шансов на победу. В тот общественно-политический тренд, одним из основных движителей которого выступает сегодня РПЦ, тренд, условно говоря, на "возвращение к истокам", приверженцы "исконного вероучение славян" вписываются как родные. А РПЦ, надо признать, - не совсем. Лишь отчасти.
Так что если тренд и дальше будет развиваться столь же энергично и споро, то еще неизвестно, кто станет в недалекой перспективе его локомотивом и чем в конце концов сердце успокоится. Если вовремя не остановиться, то вполне возможно - капищами и игрищами.