Металлические решетки с шипами, многочисленные линии оцепления, 4 тыс. сотрудников полиции, бронемашины элитного спецназа — так осенью 2024 года в Европе выглядит футбол на уровне сборных.
Спецоперация по футболу
14 ноября на парижском стадионе «Стад де Франс» в матче группы 2 Лиги А Лиги наций УЕФА сборная Франции принимала команду Израиля. Однако это событие носило более политический, нежели спортивный характер.
Проблем из-за конфликта на Ближнем Востоке ждали на Олимпиаде в Париже, но там спецслужбы справились с обеспечением мер безопасности. После чего в Европе, очевидно, решили, что худшее позади.
Вот только боевые действия в секторе Газа и удары по Ливану не прекратились, равно как и пропалестинские акции в странах Старого Света. Чиновники УЕФА, однако, сочли, что обстановка не требует отстранения от участия в соревнованиях израильской сборной и клубов «по соображениям безопасности». Ограничились тем, что домашние матчи израильтян перенесли на нейтральные поля.
Однако побоище, приключившееся в Амстердаме после матча Лиги Европы «Аякс» — «Маккаби», показало, что спокойствия на подобных встречах не будет и в европейских городах.
«Послание братства и солидарности»
Власти Турции пошли еще дальше — команде «Бешикташ» не разрешили играть с «Маккаби» на территории страны. Турецкие власти дали понять, что они не возьмут на себя ответственность за последствия. В итоге клубы сыграют 28 ноября в Венгрии без зрителей. Причем Венгрия оказалась единственной страной Европы, решившейся принять у себя данную встречу.
Вопрос о том, нужно ли в таких условиях проводить в Париже матч Франция — Израиль, стоял остро. Тем более, что Совет национальной безопасности Израиля прямо заявил гражданам страны, что не рекомендует ездить во Францию.
Однако президент Франции Эммануэль Макрон дал понять, что его страна проведет игру во чтобы то ни стало. Сам он объявил, что посетит матч, чтобы «послать послание братства и солидарности после невыносимых актов антисемитизма, последовавших за матчем в Амстердаме».
По сравнению с обычной игрой сборной Франции число силовиков на мачте было увеличено втрое, не считая привлечения спецподразделений. Кроме того, спецназ взял под охрану израильскую делегацию.
Отвратительная игра, мало болельщиков и драка на трибунах
На самом матче публике запретили занимать семь нижних рядов, а также приносить любую атрибутику, кроме символики Израиля и Франции.
Результатом усиления мер безопасности и общей тяжелой атмосферы стал зрительский антирекорд. По данным издания Le Figaro, на матче присутствовали 16 611 зрителей, что крайне низкий показатель для матча сборной на «Стад де Франс».
Самым ярким событием встречи стала произошедшая на 20-й минуте игры... драка на трибунах. Прямо на глазах Макрона, выступавшего за «братство и солидарность», французские и израильские фанаты усердно били друг друга, несмотря на все меры безопасности. Когда их растащили, кажется, все присутствующие мечтали об одном — чтобы все это поскорее закончилось.
«Публика была права, проигнорировав это матч», — констатирует Le Figaro, называя состояние французских футболистов «коллективной летаргией».
Венгрия — столица спортивного «нейтралитета»
Что до израильтян, то что-либо показать им не позволял низкий уровень мастерства.
Когда прозвучал финальный свисток, зафиксировавший нулевую ничью, все выдохнули с облегчением. Игра, превратившаяся больше в политический жест, завершилась.
Теперь израильтяне переезжают в Венгрию, где сыграют с Бельгией. Интересно, что и первый матч, считавшийся для бельгийцев домашним, тоже играли в Венгрии — потому что ни один бельгийский город не взялся за проведение игры «по соображениям безопасности».
Весь этот цирк с Израилем чиновники УЕФА по-прежнему успешно совмещают с отстранением России, которое тоже мотивировали «соображениями безопасности». Но, как вы понимаете, это другое.