Ирина Абрамова была и на ней, как профессиональный эксперт. Своими взглядами на эти события она поделилась на своей пресс-конференции.
Международный дискуссионный клуб Валдай объединил на своем форуме экспертов из разных областей. Одним из них была директор Института Африки РАН Ирина Абрамова. Она рассказала, что вопрос специально для Путина не готовила, но рада, что он обратил на нее внимание и дал высказаться. Ученыйотметила, что «совсем недавно, с 2023 года, африканская повестка стала валдайской повесткой. Очень символично, что спустя один день после завершения нашей работы начнётся первая министерская конференция Россия – Африка, тоже в Сочи». Сегодняи Китай, и Индия, и старые игроки, и даже Турция, страны Персидского залива, Иран – хотят работать в Африке. России нужно найти свою нишу, где она будет лучшей для африканцев. Поэтому Ирина Абрамова спросила нашего президента, который провел десятки переговоров с африканскими лидерами, с некоторыми не один раз: «Было ли на этих переговорах какое-то одно перспективное направление, о котором бы говорили все африканские лидеры?»
В ответ Путин выделил два аспекта, которые волнуют Африку: безопасность и образование. «Для всех практически очень важно, если есть что-то общее с созданием благоприятных условий для развития в области безопасности». Потому что Запад сохранил неоколониальные инструменты не только в экономике, но и в сфере безопасности. «Я уже говорил, могу только повторить, - заметил Владимир Владимирович, -на наших встречах, на саммитах и на двусторонних встречах африканцы никогда ничего не просят и не клянчат, они не стоят с протянутой рукой». Но трудно работать над экономическими проектами, если не созданы условия для обеспечения безопасности. «Ведь, скажем, в Сахельской зоне, Сахаро-Сахельской, там до сих пор людей терзают различные полутеррористические или террористические группировки. В той или другой стране внутриполитическая нестабильность. И практически все обращаются к нам помочь им в этой сфере. Мы с удовольствием – в рамках международного права – стараемся им помочь», - подчеркнул президент РФ.
«Очень много – и прежде всего – нужно делать в сфере экономики. Мы постараемся в этом направлении работать, - уверен Владимир Путин. - А такие встречи, какие будут завтра или послезавтра, министерская встреча, – такие встречи призваны создать благоприятные для этого условия». Он также подчеркнул подготовку кадров, в том числе, и военных: «Подготовка кадров продолжается, она до сих пор идёт, причём кадров и в гражданской сфере, и в военной сфере. В наших учебных военных заведениях обучаются будущие специалисты вооружённых сил этих государств. И в сфере подготовки кадров в правоохранительной области – то же самое». Отметил президент и гуманитарную составляющую наших взаимоотношений с Африкой: «В сфере культуры: у нас же огромный интерес в России к культуре народов Африки. Надо сказать, что это взаимный интерес. Будем напряжённо, ответственно, системно работать по этому направлению».
И вот 9-10 ноября прошла Первая министерская конференция Форума партнерства Россия – Африка с участием глав внешнеполитических ведомств Российской Федерации и 54 африканских государств. «Это новый формат, который учредил Второй саммит Россия-Африка, - рассказывает Ирина Абрамова. – Был принят план действий с 2023 по 2026 год. Министерская конференция будет проходить ежегодно, чтобы корректировать этот план». Было 20 секций деловой программы и даже заложили Сад Дружбы: «Ведь, как считается, если хочешь сделать что-то хорошее на Земле, то посади хотя бы дерево».
В ноябре по инициативе ООН отмечается День индустриализации Африки. Когда-то СССР построил там 300 производств, и, что главное, подготовил для них кадры. Ведь какая ситуация получилась в Нигерии, по словам Ирины Абрамовой, оттуда выгнали французов с разработок урана, а оказалось, что местные жители не знают, как управлять этим производством. Эксперт подчеркнула, что мы не вытесняли Францию из Африки, просто их неоколониальная политика возмущала африканцев. Они заставляли держать в банках Франции золотовалютный резерв стран франкофонного региона, сажали своих марионеток во власть, а сами вывозили все ценное из государств. Но даже безопасного существования французы не могли обеспечить. «К России появился интерес после Сирии, когда мы доказали, что можем отстоять чей-то суверенитет», - утверждает Ирина Абрамова. По ее мнению, те 700 тысяч африканцев, которых обучила Россия в свое время, сейчас входят в правительства государств и управление крупных компаний в Африке. «Эти люди с благодарностью вспоминают прошлое, и надеются на позитивное будущее наших взаимоотношений».
К 2050 году в Африке будет жить половина населения Земли. Уже сейчас население Черного континента активно молодеет. А молодежи нужно образование с перспективами трудоустройства. «Поэтому подход кАфрике должен быть комплексным», - считает Ирина Абрамова. Нужно не только строить производство, но и открывать обучающие программы, для работы на нем. «Здесь важно обучение русскому языку и последующее получение образования на русском – это сближает народы», - считает эксперт.
Она отмечает много общего в культуре России и Африки: «Вероятно, это обусловлено тем, что в основе общинный быт, поэтому у нас совпадают взгляды, например, на традиционные ценности».
С Китаем лучше не конкурировать в Африке, а быть партнерами, по мнению эксперта: «Например, у нас есть технологии строительства АЭС, а китайцы могут это финансировать и обеспечить инфраструктурой». Электрификация большая проблема континента - 52 % домохозяйств не имеют электричества. А как строить производство без него?!
«Но китайцы сами провели в сентябре форум Китай-Африка, - рассказывает Ирина Абрамова. – И подхватили два наших направления работы с африканцами: образование и технологии». Но мы, с нашей широкой душой, можем и поделится идеями. «Китайцев в Африке все же встречают как нечто инородное, а России рады», - убеждена Ирина Абрамова.