Президент Мексики Клаудия Шейнбаум обвинила верховный суд страны в превышении своих функций и “попытке изменить то, что решил народ Мексики”, в то время как судьи готовятся обсудить, следует ли отменить некоторые части преобразующей судебной реформы.
Ожидается, что во вторник суд проголосует за то, нарушает ли спорная реформа другие части конституции, что приведет к конфликту с Шейнбаум, которая всего месяц как приступила к президентским обязанностям, подчеркивает The Guardian.
Этот шаг приведет к переходу Мексики к системе, при которой почти все судьи, включая Верховный суд, избираются всенародным голосованием.
Ни в одной другой стране мира нет такой системы. В США судьи избираются на низшем уровне, в то время как Боливия избирает 26 судей в своих высших судах. Но в Мексике на голосование были бы вынесены тысячи должностей на всех уровнях.
Сторонники реформы говорят, что она необходима для искоренения коррупции в судебной системе. Противники говорят, что она мало что даст для борьбы с коррупцией, но передаст правящей партии Морена контроль над судами, а организованным преступным группировкам даст еще один шанс навязать своих кандидатов на выборах.
“Необходимо предельно ясно дать понять, что восемь судей не могут быть выше народа”, - заявила Шейнбаум журналистам в понедельник.
Партия Морена уже обладает таким уровнем политической власти, какого не было в Мексике десятилетиями, после того как ее убедительная победа на выборах в июне обеспечила ей подавляющее большинство в Конгрессе и контроль над достаточным количеством законодательных органов штатов, чтобы по своему усмотрению менять конституцию.
С тех пор в него был внесен целый ряд поправок, включая судебную реформу в сентябре.
Сама судебная система выступила категорически против реформы, организовав забастовки и протесты. Хотя три члена Верховного суда заявили, что поддерживают реформу, остальные восемь продемонстрировали свое сопротивление, заявив, что не будут участвовать в выборах, запланированных на август 2025 года.
Теперь суд обсудит, нарушает ли судебная реформа существующие положения конституции в последней отчаянной попытке остановить ее продвижение вперед, пишет The Guardian.
Это уже побудило законодателей на прошлой неделе принять еще одну поправку, которая запрещает суду рассматривать юридические возражения против любых конституционных реформ, потенциально аннулируя любое принятое судом решение.
Это означает, что если Верховный суд проголосует против судебной реформы, Мексика окажется на неизведанной территории. И Шейнбаум придется решать, игнорировать это решение или подчиниться ему.
“Это приведет к конституционному кризису, подобного которому мы не видели за все время действия конституции 1917 года”, - заявила Олвера Ранхель в интервью мексиканскому журналу Proceso.
Этот спор доминировал в повестке дня в течение первого месяца пребывания Клаудии Шейнбаум в правительстве, отвлекая внимание от других вопросов, таких как расширение социальных программ, дальнейшая милитаризация системы общественной безопасности и рост насилия в таких штатах, как Синалоа и Чьяпас. Это также напугало рынки, что привело к обесцениванию песо более чем на 15% по отношению к доллару и вызвало редкую публичную критику со стороны США, крупнейшего торгового партнера Мексики, которые заявили, что это ставит под угрозу демократию и верховенство закона в стране.
Чтобы разрядить кризис, один из судей верховного суда, Хуан Луис Гонсалес Алькантара, предложил компромисс: высшие суды должны участвовать в выборах, а тысячи других судей – нет. Но неясно, согласятся ли с этим другие судьи Верховного суда, не говоря уже о Шейнбаум и ее партии.
Шейнбаум унаследовала судебную реформу от бывшего президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, который основал партию Morena и был разочарован, когда суды заблокировали некоторые из его ключевых направлений политики.
Даже если бы Шейнбаум была склонна к переговорам с Верховным судом, она могла бы столкнуться с сопротивлением влиятельных лиц в партии. В любом случае, она не проявила никаких признаков отступления, обвинив суд в том, что он является политическим деятелем и нарушает саму конституцию. В понедельник она добавила, что у ее правительства есть план на случай, если суд пойдет против судебной реформы: “Мы готовы, независимо от того, как они проголосуют”.