Вот что на самом деле сказал Вархейи. «Мы создали дополнительные инструменты для стран Западных Балкан, Молдовы и Украины, чтобы помочь им ускорить проведение реформ. Эти инструменты называются «План роста». С помощью этого плана мы сделали возможным для Западных Балкан, Молдовы, а также для Украины завершить реформы, чтобы они могли все подготовить и стать членами ЕС до конца следующего мандата Еврокомиссии.» Ну и что? Похоже это на обещание? Повод ли это для радости? Они написали для вас план. На белой красивой бумаге. Пляшите.
Да даже если бы пообещали прямо: обязательно примем через 5 лет. Стоит ли в это верить? Такое ощущение, что украинских начальников поразила эпидемия биполярки. Те же люди, которые публично клянут своих «западных друзей» за невыполненные обещания буквально через полчаса, чуть ли не с той же трибуны призывают радоваться новым обещаниям. Да еще считают получение таких обещаний своей заслугой.
Только в четверг на пресс-конференции в Закарпатье просроченный Зеленский чуть ли не со слезами на глазах (и это не фигура речи) обвинял в подлом обмане Польшу. «Мы очень хотели получить МиГи (речь идет о старых еще советских МиГ-29 - «МК») от Польши, но они нам не могли передать, потому что у них не хватало своих. Поэтому мы договорились с НАТО, что они им выделят полицейскую миссию, как у наших балтийских друзей. Мы договорились об этом. И что после этого? Дала ли нам Польша самолеты? Нет. Нашлась другая причина? Да.» И этим же вечером: ура, нас обещали взять в Европу.
Неужели украинцам не известен пример той же Черногории, которая подала заявку пятнадцать с половиной лет назад и с тех пор сроки «окончательного и бесповоротного» вступления в ЕС все переносят и переносят. А Черногория, согласитесь, страна менее проблемная, чем Украина.
И дело тут вовсе не в войне. Без войны вопрос о членстве Украины в ЕС даже не возник бы. ЕС это экономический союз. Это зона беспошлинного перемещения товаров. Украина с дешевым зерном и овощами не выгодна европейцам. Можно вспомнить блокаду польскими фермерами украинских границ. И то что поправки польского депутата Анджея Галицкого об ужесточении ограничений украинского экспорта почти год назад поддержал Европарламент.
Поговорка «Своя рубашка ближе к телу» есть на всех языках. И вряд ли она исчезнет к 2029 году.